Нотр-Дам де Пари в огне
Опубликованно 11.06.2019 00:10
Собор Парижской Богоматери — символ не только французской столицы, но и всей Франции. Его заложили в раннем Средневековье на острове Сите, там, где, собственно, и начинался Париж. В основании готической святыни лежат камни храма Юпитера, бывшего центром древнего галло-римского селения Лютеция. На месте языческого храма позже построили базилику святого Стефана, первую христианскую церковь Парижа. В XII веке парижский епископ Морис де Сюлли предложил возвести на месте старой базилики в центре стремительно растущего города большой кафедральный собор.
Кафедральный собор архиепархии Парижа строили два века — с XII по XIV — несколько зодчих, в том числе Жан де Шелль и Пьер де Монтрёй. Впоследствии храм не раз реконструировали, расширяли и перестраивали. Так, серьезно поврежденный во время Французской революции фасад (скульптуры, витражные розетки нефа и шпиль) восстанавливали в XIX веке. Работами руководил архитектор и реставратор Эжен Виолле-ле-Дюк. В 2013 году прошли официальные торжества в честь 850-летия собора. На колокольне установили девять новых колоколов общей стоимостью около двух миллионов евро.
В огне пожара, начавшегося в соборе вечером 15 апреля, погибла большая часть его конструкций и декора, в том числе башенные часы. Утрачен шпиль XIX века с фигурой галльского петуха и реликвиями внутри: частью тернового венца Христа и мощами покровителей Парижа — святого Дионисия и святой Женевьевы. Полностью сгорела покрытая металлом двускатная крыша основной части храма — ее каркас был сделан из старого, легко воспламеняющегося дерева. По версии властей, пожар начался именно на крыше, на строительных лесах, установленных при реставрации.
Несчастье произошло в первый день католической Страстной недели, и многие католики увидели в этом дурное предзнаменование. Однако можно увидеть и счастливое стечение обстоятельств: не пострадали 16 бронзовых статуй 1860 года — фигуры четырех евангелистов и двенадцати апостолов. В ходе реставрации их вынесли из собора за три дня до пожара.16 апреля 2019
Западный фасад — пожалуй, самый известный вид на Собор. Он разделен на три яруса, нижний представлен тремя стрельчатыми арками-порталами. Каждый имеет свое евангелическое название: портал Страшного суда с фигурой Иисуса Христа (центральный), портал Богоматери (левый) и портал Святой Анны (правый).
У подножия третьего яруса западного фасада — двух башен высотой 69 метров — размещались скульптуры химер, огнедышащих чудовищ с головой льва, туловищем козы и змеиным хвостом, и фигуры гаргулий, демоноподобных существ. Существует поверье, что если долго смотреть на химер в темноте, они оживут. Обрушение статуй химер, которые появились на фасаде в XIX веке по инициативе Эжена Виолле-ле-Дюка, стало одной из причин начала реставрации, на которую было выделено около ста миллионов евро.
Тяжелые колонны поддерживали свод, под которым проходили важнейшие события в жизни французского королевства, а затем империи. Как многие готические соборы, Нотр-Дам де Пари не был расписан изнутри фресками: его украшали скульптуры, светильники-паникадила, витражи и памятники над захоронениями. Первыми в соборе Нотр-Дам де Пари, строительство которого еще продолжалось, были похоронены герцог Бретани Жоффрей и королева Изабелла де Эно.
В 1954 году, когда был сделан этот снимок, Нотр-Дам де Пари, как и в наши дни, был обязательной для посещения достопримечательностью, к которой стремилось множество туристов. Они огибали остров Сите в речном трамвайчике, идущем по Сене, фотографировали его с набережной и просто любовались древним собором.
Статуя Пьеты — снятия с креста и оплакивания Христа — традиционный мотив всех католических храмов.
Семь арок над центральным порталом Страшного суда поддерживают 14 статуй святых. В центре под арками — Христос-Судия. Внизу по его правую руку стоят праведники, заслужившие спасение, по левую — грешники, обреченные на вечные муки. Под ними изображены мертвецы, восставшие из могил. Среди них король Франции, Папа Римский, воины и женщины, символизирующие все человечество, обреченное на Страшный суд.
Второй ярус собора украшает Галерея Королей — 28 статуй правителей древнего Иудейского царства. Во времена Французской революции Конвент приказал уничтожить статуи, чтобы изображения королей не красовались на главном храме Парижа. Еще один горельеф изображает архангела Михаила, взвешивающего на весах грехи и добродетели. Души праведников благолепно шествуют со Страшного суда, грешные души со стенаниями отправляются в ад. Горельефы западного фасада восстановили в XIX столетии.
Скульптуры ангелов и разрушающаяся малая башенка, декорированная в характерном стиле пламенеющей готики. Принимая решение о реставрации в 2017 году, французские власти не подозревали, какой трагедией она закончится.
Центральную розу над входом в собор украсили витражами в 1230 году. На них символически изобразили пороки и добродетели, знаки зодиака и сцены сезонных крестьянских работ. В середине — Богоматерь с младенцем. Диаметр центральной розы составлял 9,5 метра. Помимо нее — с северной и южной сторон собора — располагались еще две розы диаметром 13 метров, самые большие в Европе.
С внешней стороны центральную розу украшала статуя Богоматери в венце, с младенцем-Христом на руках и двумя предстоящими ангелами.
Своды потолка под крышей, которая первой стала жертвой разрушительного пожара. Совершенные пропорции демонстрируют таланты и мастерство средневековых архитекторов и строителей.
Великолепное зрелище подсвеченных стен, шпиля и западного фасада собора останется в памяти у всех, кому довелось его увидеть. Если власти Франции решат восстановить сгоревший храм, это займет не один год.
Туристы со всего мира, отдыхающие на парижской набережной, надолго (остается надеяться, что не навсегда) лишились прекраснейшего вида на собор и остров Сите.
Пожарным удалось потушить огонь в соборе лишь к утру 16 апреля. Он уничтожил две трети кровли, шпиль и знаменитые часы собора.
Некоторые реликвии, находящиеся внутри, удалось спасти: в частности, терновый венец, тунику святого Людвига и несколько картин.
Категория: Туризм